Перевод с французского.
Этот текст - педагогический манифест, почти декларация прав и свобод (обратите особое внимание на первый пункт). Такой вот революционный привет от Селестена Френе.
1. Ребенок - такой же человек, как и взрослый.
Этот текст - педагогический манифест, почти декларация прав и свобод (обратите особое внимание на первый пункт). Такой вот революционный привет от Селестена Френе.
1. Ребенок - такой же человек, как и взрослый.
2. Большой рост - не основание для того, чтобы смотреть на других свысока.
3. Поведение ребенка в школе - это производная от его психологического и физиологического состояния.
4. Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит подчиняться силе.
5. Никто не любит ходить строем, потому что «строй» - это всегда подчинение внешней силе.
6. Никто не любит, когда его принуждают выполнять какую-либо работу, даже если эта работа сама по себе не вызывает отвращения. Принуждение парализует человека.
7. Человек предпочитает сам выбирать себе работу - пусть даже этот выбор не несет ему явных преимуществ.
8. Никто не любит работать вхолостую, как робот, то есть выполнять действия и подчиняться правилам, смысл которых он не понимает.
9. Нам надо научиться пробуждать интерес!
10. Никакой схоластики!
10 а. Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать.
10 б. Труд, а не игра - вот естественное занятие для ребенка.
11. Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой (обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» - вот естественный и общий закон познания.
12. Память - а на этом держится вся Школа - является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.
13. Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно думают, - а опытным путем. Начинать с правил и законов - в изучении языка, искусств, математики, других наук - все равно что запрягать телегу впереди лошади.
14. Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.
15. Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли.
16. Ребенок не любит слушать лекции.
17. Ребенок не устает от работы, если она ему интересна, отвечает его насущным потребностям.
18. Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит такой «контроль».
19. Оценки и рейтинги не нужны.
20. Говорите как можно меньше.
21. Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам пo себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
22. Порядок и дисциплина необходимы на уроках..
23. Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться поставленной цели. Наказания - это худший способ решения проблемы.
24. Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.
25. Переполненные классы - серьезная проблема школы
26. Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников.
27. Демократия завтрашнего дня рождается я в Школе. Авторитарная школа не может вырастить человека демократических убеждений.
28. Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям - одно из первых условий обновления Школы.
29. Педагогический консерватизм - элемент социального и политического консерватизма - серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь противостоять этой силе.
30. Нами движет и придает силы оптимизм и вера в жизнь.
Перевод с французского - Р.Курбатов.
10. Никакой схоластики!
10 а. Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать.
10 б. Труд, а не игра - вот естественное занятие для ребенка.
11. Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой (обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» - вот естественный и общий закон познания.
12. Память - а на этом держится вся Школа - является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.
13. Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно думают, - а опытным путем. Начинать с правил и законов - в изучении языка, искусств, математики, других наук - все равно что запрягать телегу впереди лошади.
14. Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.
15. Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли.
16. Ребенок не любит слушать лекции.
17. Ребенок не устает от работы, если она ему интересна, отвечает его насущным потребностям.
18. Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит такой «контроль».
19. Оценки и рейтинги не нужны.
20. Говорите как можно меньше.
21. Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам пo себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
22. Порядок и дисциплина необходимы на уроках..
23. Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться поставленной цели. Наказания - это худший способ решения проблемы.
24. Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.
25. Переполненные классы - серьезная проблема школы
26. Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников.
27. Демократия завтрашнего дня рождается я в Школе. Авторитарная школа не может вырастить человека демократических убеждений.
28. Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям - одно из первых условий обновления Школы.
29. Педагогический консерватизм - элемент социального и политического консерватизма - серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь противостоять этой силе.
30. Нами движет и придает силы оптимизм и вера в жизнь.
Перевод с французского - Р.Курбатов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий