среда, 15 июня 2011 г.

Желчегонно - педагогическое

Сегодня почта принесла рассказ с одного педсовета, на котором учителям литературы были сказаны таковы слова: "Надо уметь работать по учебникам. Литературу, как и другие предметы, надо учить по учебникам. И не по старым, а по новым. А кто не умеет, тот не владеет технологиями..." (это после сообщения о сокращении часов на литературу в старших гимназических классах).
На технологиях сегодня школа помешалась. Помню, пару лет назад ко мне возили для занятий русским языком девочку из Воронежа (!) (сумасшедшие родители -- ездить к репетитору из Воронежа в Москву). Так вот она вошла в мой класс и сразу к доске, стала гладить ее рукой: "Ой, как будто в детство попала!" -- "??" -- "А у нас таких досок давно нет. Только электронные. А такие были только в моем детстве"...
А мы? В центре Москвы, в одной из лучших школ России -- мы учим на простых досках, с мелом и тряпкой -- и как-то, знаете, получается. Неплохо, между прочим. И учебников у нас по литературе нет -- тексты мы читаем, произведения в оригинале и про них разговариваем. И без ежеурочных презентаций обходимся. И на новых технологиях нас не клинит.
Появление этих технологий я вижу как главный редактор методического журнала. Раньше писали в конспектах уроков, которые нам присылали: "Вступительное слово учителя" -- теперь пишут "Предкоммуникативная фаза урока"... Ну и? Что поменялось? Все эти технологии, обожествленные и вмененные, становятся мертвечиной.
У нас давно уже дефицит по части таких технологий, как умение интересно читать с детьми книги, нормально общаться с ними и разговаривать, интересоваться литературой и жизнью -- и при этом делать все естественно и просто, как дышишь. Об этих бы вещах думать, а не о внедрении маразматических технологий и плохих учебников.
Все, желчь прогнал, пойду есть. Так вот немедикаментозно и лечу дискинезию ЖВП ))

Мне очень трудно рассматривать уроки литературы как один из учебных предметов и только... Ведь это, не побоюсь высокопарных слов, уроки жизни. А значит, живое общение, совместный поиск ответов на серьёзные, личностнозначимые для учеников вопросы. Но жизнь школьника стремительно меняется, и он уже не мыслит своё существование без компьютера и Интернета. Общество развивается, диктует свои современные требования к ученику, который через несколько лет станет выпускником. Может ли учитель и школа стоять в стороне, довольствуясь мелом, доской и старым изданием книги. Думаю, нет! Инновации необходимы. Но вопрос в том, может ли учитель грамотно сформулировать для себя, в первую очередь, целеполагание внедрения этих новых технологий и смоделировать педагогическую ситуацию для их эффективного использования. Иными словами, вопрос в методической компетентности словесника. Если интерактивную доску использовать только для фиксации числа и темы урока, то грош цена такой инновации вместе с учителем.
Учебник же литературы, на мой взгляд, нужен, если он является помощником и ученику, и учителю. А возможно это, по - моему, в том случае, если методическая составляющая учебника логична, грамотна. Практика показывает, что весьма удобно, когда в руках держишь учебник - хрестоматию (особенно если программные тексты новы и не очень популярны). Но это лишь мой взгляд на проблему...

Комментариев нет:

Отправить комментарий